Комиссия Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества провела круглый стол «Территориальная идентичность как ресурс развития региона» в Центре творческой интеллигенции им. В.В. Сороки ( Гуманитарный институт новГУ, Антоново).
Представители общественности, региональной власти, РПЦ и науки выступили экспертами в вопросах потенциала, перспективах и содержании идентичности нашего региона.
Идентичность, отметила член Общественной палаты, заведующая кафедрой журналистики НовГУ Татьяна Каминская – это чувство отождествления человека с другими людьми на основе чего-либо. В нашем случае, территориальная идентичность - это чувство сопричастности людей друг с другом на основе проживания в Великом Новгороде и Новгородской области.
Евгений Родионов, председатель комитета по туризму департамента культуры и туризма области, рассказал об опыте позиционирования региона на туристском рынке. Его выступление вызвало немало вопросов и полемических выступлений участников.
Тема создания брендов и продвижения региона была затронута и в презентации Андрея Катаева, который представил на суд общественности проект своей "Мастерской регионального туризма".
Проблемы идентичности и позиционирования очень важны для Общественной палаты, эксперты которой высказали свою озабоченность отсутствием внятной стратегии у власти по ребрендингу города и утраты регионом части традиций.
Профессор Владимир Аверкин предложил считать основным козырем формирования устойчивой идентичности многовековые традиции новгородского образования. "НовГУ сегодня является настоящим брендом региона", - отметил он.
Председатель Общественной палаты Александр Мамулат подчеркнул, что новгородцы сегодняшние не должны жить прошлым, необходимо продолжать традиции в делах настоящих, в частности, в развитии промыслов, социального предпринимательства, для чего нужна областная программа поддержки.
Нина Костенко, председатель комиссии Общественной палаты отметила важность сбора идей от широкой общественности, в частности, школьников и студентов, по позиционированию региона: "Возможно, это не будут профессиональные разработки на уровне передовой дизайнерской мысли, но важно понять, с чем, с какими символами и особенностями региона отождествляют себя новгородцы, собрать эти идеи".
Председатель Союза художников Виктор Шумский с горечью говорил об утратах знаменитых брендов - Чудовского фарфора и Крестецкой строчки: "Мы потеряли эти бренды и даже на российских выставках сегодня не можем представить то, чем десятилетия гордилась наша область!"
Участники круглого стола отметили, что вопросы поддержания и формирования идентичности становятся сегодня все более актуальными не только среди ученых, но и среди широкой общественности. Сегодня идентичность - становится настоящим ресурсом развития региона.
Когда мы спрашиваем – кто мы, новогородцы? Что значит быть новгородцем? - мы хотим услышать о нашей идентичности.
В рамках круглого стола работала исследовательская группа НовГУ, доценты кафедры ТИФК Наталья Федотова и Елена Максимова, магистрант Анастасия Архипова, которые получили разнообразные мнения участников как в устной форме, так и в форме письменных комментариев по вопросам мероприятия.
Исследование по территориальной идентичности осуществляется в НовГУ в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда и при поддержке Новгородской области, поэтому его результаты планируется представить региональной власти и широкой общественности на итоговом мероприятии проекта в конце календарного года.
Татьяна Каминская